На главную

E-mail

Истори воздухоплавания в Казахстане (начало)
Цитата: «Нет повести печальнее на свете …». Это про статью Галины Косяковой с претензией на «об истории воздухоплавания в Казахстане». Историки подобные ей возрождаются раз от разу, год от году, с периодичностью кратной созреванию очередного претендента на «мы стояли у истоков в качестве зачинателей …», с незаметным переходом на «благодаря мне вот все и залетало и летает до сих пор…». Причем, компетентность этих, кто «стоял у истоков» в то время был как раз на уровне мечты «лишь бы подержаться за веревку дали…». Этот уровень компетентности был ограниченным не только в плане полетов, а и многих других составляющих воздухоплавания касающихся финансирования, экономики и даже политики. А какие интриги разыгрывались на поприще базовой полетной документации ! Ведь вначале 90-х получить разрешение на полет, да еще над городом! Это надо было суметь!!!
Так получилось, что вновь историю рождают лица, которые даже и не помнят, что речь ведется о возрождении воздухоплавания, а самое начало лежит еще в довоенное время. Но этим «историкам» такие факты неинтересны, ведь их тогда рядом не стояло, а интересно поговорить о самом себе – любимом и о своем великом вкладе в историю. Впрочем, я ни в коем случае не умаляю ничьих заслуг и тот факт, что именно благодаря возникшим фанатам воздухоплавания, которые своевременно подхватили инициативу, а по прошествии времени достойно поддержали, а затем и возглавили воздухоплавание, это движение в РК до сих пор живет, хотя и не процветает, как это задумывалось в самом начале, в 1988г.
А касательно возрождения воздухоплавания и именно в отдельно взятом Казахстане, то об этом трудно говорить вне связи с бывшим СССР. Потому что в конце 80-х воздухоплавание в Европе вовсю процветало и как спорт и как хороший бизнес. В СССР происходили мучительные родовые схватки. Причем, с небольшими различиями, почти одновременно в Москве, Ленинграде, Свердловске, Киеве, Минске, Кишиневе, Ташкенте, Риге, Таллине, на Сахалине и еще во многих и многих городах СССР. Первенцами в бывшем СССР стали пилоты из Вильнюса.
Итак. В 1988г заместитель начальника Поисково-Спасательной Службы ВВС ЮГВ (Венгрия) подполковник Погуляев Валерий пригласил в гости своего брата Погуляева Геннадия. С этой целью он попросил бывшего начальника Парашютно-десантной Службы ВВС ЮГВ полковника в запасе Павлова помочь через своих многочисленных венгерских друзей организовать вызов в Венгрию для своего брата. Мастер парашютного спорта п-к Павлов из Винницы периодически приезжал в Будапешт к своим друзьям-спортсменам и несмотря на свой пенсионный возраст участвовал в соревнованиях по парашютному спорту, а также совершенствовал свои увлечения на парапланах и тепловоздушных шарах.
По случаю прибытия в Будапешт гостей из Алма-Аты (Погуляев Г.А., его дочери Светлана и Анна) были вечерние посиделки. На этих посиделках и встретились мастер спорта Павлов и начинающий бизнесмен Погуляев Г.А.. До поздней ночи Павлов увлекательно рассказывал о новом спорте и очень огорчался, что в СССР столь крепка запретительная система. Надо сказать, что Погуляев Геннадий, тоже был мастером спорта, только по боксу. Надо было видеть, как у него загорелись глаза после рассказов Павлова. Вообщем два спортсмена нашли друг друга. Геннадий человек очень активный и увлекающийся. Он сразу увидел будущие большие возможности в сфере воздухоплавания и то что, это его единственный шанс стать пилотом. А, поскольку к моменту их встречи, у Погуляева Г.А. помимо желания уже существовали и некоторые возможности, то они предопределили дальнейшие действия. И он уже не столько разглядывал прекрасный Будапешт, сколько встречался с друзьями Павлова и с ними уже обговаривались вопросы сотрудничества с венграми.
Безусловно, оба понимали всю сложность стоявших в то время проблем. Павлов очень мечтал побыстрее организовать полеты у себя дома (в СССР). Погуляев Г.А. уже тогда хотел первым после литовцев поднять воздушный шар в Алма-Ате. Не прошло долго времени, как Погуляев Г.А. уже сам через новых венгерских друзей сумел организовать свой очередной визит в Венгрию. Целью этого визита были конкретные деловые встречи с официальными лицами из Гражданской авиации, спортивным комитетом, руководителями фирмы по производству в. шаров в г. Печ, военными в ЮГВ и многими, многими другими лицами, в том числе руководителями завода ИКАРУС.
Наибольшее взаимопонимание образовалось между бизнесменами. Когда венгерские производители в.шаров увидели на карте месторасположение Алма-Аты, они сразу поняли раскрывающиеся возможности на азиатском рынке. Они так и говорили, что если организовать филиал фабрики в г. Алма-Ате, то они будут первыми на рынке Китая, Пакистана, Индии, а это дорогого стоит. Но при этом венгры с недоверием поглядывали на предполагаемых партнеров. И в этом они были правы, ведь кроме своих слов никаких рекомендаций и гарантий Погуляев Г.А. предоставить не мог. Но надо знать Геннадия Анатольевича. В самый нужный момент он выдвинул очень убедительный козырь. Он проинформировал венгров о том, что через 10 дней в Алма-Ате на Медео будут проводиться международные соревнования по спидвею. Крупнейшие страны мира примут участие. Если на этих соревнованиях поднять тепловоздушный баллон, то это будет грандиозной рекламой на весь мир для хозяев шара и их производителей. Венгры при этом крупно засомневались. Это сейчас, имея деньги, ничего не стоит перебросить груз в любую точку мира, а в 80-х из Венгрии в Алма-Ату объемный груз да еще с иностранным персоналом?! Да еще в тот период, когда в Венгрии вовсю разгорался огонь национального движения и полного отсоединения от социалистического лагеря?! Тем не менее, венгры согласились, понимая при этом, что с теми, кто сможет в очень сжатые сроки доставить к месту мероприятий оборудование, личный состав и достичь всех необходимых официальных разрешений на рекламу в нужном месте и в нужное время, с ними можно сотрудничать.
Все мероприятия по транспортировке были очень удачно проведены. Вот тогда-то на Медео казахстанцы воочию увидели поднятый на фалах современный тепловоздушный баллон, а по многим телевизионным каналам мира была продемонстрирована заявка на воздухоплавание из Казахстана. Прямо на Медео, в корзине шара, директор фабрики по производству шаров из г.Печ и Погуляев Г.А. без сомнений подписали протокол о намерениях. Для этого была проведена огромная работа. Те кто сейчас продолжает заниматься организацией полетов, те безусловно поймут, каково это было впервые сделать. К сожалению этого не понимали тогда и не понимают до сих пор те узкие специалисты, которых на всем готовом посадили в корзину шара, научили их смело держаться за рукоятки горелки и пролететь куда скажут. Ни о чем больше такие специалисты не умеют думать, но при этом с большим гонором делают заявки на пальму первенства. Это чем-то напоминает мне ту лягушку из детской сказки, которая завопила –«Я летаю, летаю». Кстати для того подъема баллона на Медео участвовало огромное количество заинтересованных лиц и энтузиастов. Вот тогда-то появились на сцене и Виктор Загайнов (будущий первый и оставшийся навсегда единственный чемпион СССР по воздухоплаванию, в статье Косяковой представлен как «преподаватель астрономии при ДШ») и его жена и самый верный соратник Вера Ивановна Загайнова, а вот тех лиц, которые перечисляются в статье Косяковой Г. там пока что вовсе не присутствовало.
Чтобы развивать спорт, туризм, производить свои баллоны, а затем и продавать их за рубежом, необходимо было подготовить сертифицированный летный и обслуживающий состав, создать мощную материальную, техническую и законодательную базу. Все это требовало огромных финансовых затрат. Далеко, далеко в будущем едва-едва просвечивало получение дивидентов. «Везунчиков» как-то не было в то время. Они образовались после того, как уже были проведены первые полеты шаров над Алма-Аты, что само по себе явилось грандиозной рекламой воздухоплавания. Спонсорами первоначально также никто не желал выступать. Финансы приходилось добывать тяжелым трудом и всевозможными способами. Галя Косякова до сих пор не врубится, как же Погуляев Г.А. добывал финансирование «то ли коттеджи строил, то ли автобусы переделывал», только ей почему-то точно известно, что он мечтал свой большой штат сотрудников окупить с помощью воздухоплавания!? Бред сивой кобылы !.
Венгры согласились подготовить 3-х пилотов-инструкторов на своей базе в г.Печ. На себя они брали затраты на проживание, питание, обучение и полеты. Затраты по подбору слушателей, по оформлению виз, проездные и прочие ложились на Погуляева Г.А. Встал вопрос по подбору кандидатов на обучение. Геннадий мыслил масштабно, поэтому на обучение в Венгрию помимо казахстанцев были отправлены: начальник аэроклуба из Тулы – полковник Доронин В., из Винницы – полковник Павлов и его помощник (фамилию не помню). После долгих сомнений от казахстанцев в группу были включены три прапорщика – мастера парашютного спорта А.Ютман, Ю.Косяков и Веснин. Так уж получилось, что договаривались на 3-х человек, а прибыло 6 чел. Пришлось венгров уговаривать. Все бы ничего, но как раз в это же время состоялись межд. соревнования в Югославии. Несколько венгерских инструкторов с шарами убыли на соревнования. Как известно, для того чтобы аттестовать пилотов помимо всех прочих требований необходимо иметь определенное количество летных часов (насколько я помню для пилота 10 часов, а на инструктора 30 часов). Венгры были не в состоянии обеспечить 240 часов для 8-х курсантов. Пришли к компромиссу. Были подготовлены 3 инструктора и 2 пилота. Г.А. и В.А. Погуляевы от полетов отказались в пользу подготовки инструкторов. Вот так Ютман стал инструктором, Косяков- пилотом а Веснин от обучения в Венгрии был отстранен т.к. не был согласен с таким распределением ролей. Помимо будущих пилотов Погуляев Г.А. привез в Венгрию знаменитого тележурналиста спортивного комментатора Диаса Омарова и его телеоператора. В Венгрии был снят замечательный фильм по обучению пилотов.
С самого начала своей деятельности по всем вопросам, касающихся летной теории и практики, Погуляев Г.А. консультировался с военными и гражданскими авиационными специалистами. Начальник КП ВВС САВО полковник Кривенков В.П., начальник ЗЦ ЕС УВД полковник Субботин В.Н., летчик/инспектор армейской авиации- полковник Карпов В.П. и многие другие офицеры отдела боевой подготовки, штурманской, медицинской и метео службы, связи не только консультировали и руководили полетами, а впоследствии зачастую и сами принимали участие в проводимых мероприятиях и в полетах на воздушных шарах. Начальник отдела движения КазУГА В.И.Северюхин курировал вопросы УВД и координацию с диспетчерской службой аэропорта Алиа-Ата. Благодаря такому взаимодействию были получены разрешения на проведение полетов в Алматинской зоне и над самим городом. Но при этом были вскрыты множество проблем, связанных с отсутствием законодательной базы.
После первого подъема воздушного шара на Медео, на фирму Погуляева Г.А. пошел большой поток корреспонденции со всех республик СССР. Энтузиасты и официальные лица поздравляли алма-атинцев с большой победой и делились своими проблемами. Так получилось, что благодаря прессе в Алма-Ате образовался как бы координационный центр, куда стекалась информация. Отовсюду поступали предложения о том, чтобы собраться вместе и обсудить проблемные вопросы воздухоплавания. И тогда возникла мысль собрать первую учредительную конференцию всех лиц, каким-либо образом причастных к воздухоплаванию. И 28 ноября 1989г конференция была организована. На конференцию были приглашены представители гражданской авиации СССР, Госавианадзора СССР, Академии ГА СССР, официальные лица авиационной промышленности, института средств аварийного покидания ВС, авиационной безопасности, поисково-спасательного обеспечения полетов, средств связи и т.д. На конференцию приехали со своими шарами литовские спортсмены, которые, получив разрешение, не преминули возможностью лишний раз показать свое мастерство в небе Алма-Аты, тем более что вся их командировка была оплачена. Ни у кого в то время не было сомнений в необходимости создания единого координационного центра. На этой конференции и было учреждено всесоюзное хозрасчетное объединение «Союз воздухоплавателей СССР». Президентом Союза единогласно был избран Погуляев Г.А.. Время тогда такое было, что нужно было решать первостепенные задачи будущего воздухоплавания, его официального становления и вообще как такового существования воздухоплавания в СССР. В 1990г все еще не было «везунчиков» и почему-то спонсоры не становились в очередь.
Сейчас Г.Косякова возможно и «догоняет», что такое организовать всесоюзную встречу более 50 человек и обеспечить ее проведение, в том числе и финансирование, но в то время наши прапорщики цитирую Г.Косякову «к сожалению пилоты на этой конференции видимо как всегда на улице с шарами парились, даже фамилии не указаны». Уже на той первой конференции обговаривались вопросы использования воздушного пространства, необходимость внесения поправок в основополагающие авиационные документы, регламентирующие летную практику, инструкции по производству полетов в зонах и регионах. Сложность состояла в том, что компетенция внесения поправок в такие серъезные документы в то время относилась к Министерству ГА (Москва). Имея в запасе хоть 1000 обученных пилотов с самым распрекрасным оборудованием, но, не легализовав своевременно законодательную базу и не решив разрешительную систему, сидели бы в корзине на земле пилоты-отличники боевой и политической подготовки или в лучшем случае висели бы невысоко над землей зафиксированные фалами. Можно было бы еще полетать за рубежом, но это уже накладно, да и не патриотично. Уже после того как первые пилоты разбежались по своим норкам и стали самостийными, когда по десятку раз смогли «напнуть» друг друга и своих друзей, они, наконец, созрели и начали метаться в думках как же сделать и утвердить летные документы. Своей компетентности не хватало, а много платить ой-как не хотелось. Хотелось одного летать, летать…, а саночки пусть другие возят. Но это было потом, уже после 1995г.
В середине 1989г полеты на воздушном шаре запретили. Необходимо было на уровне правительства Казахстана доказать свою правомочность и утвердить инструкцию. В феврале 1990г в Алма-Ате состоялась очередная всесоюзная научно-практическая конференция конференция. Галя Косякова устала от тех конференций. А ведь тогда было много замечательного. Специалисты из Свердловска демонстрировали свою горелку. Московские ребята привезли первую в СССР своими руками изготовленную оболочку. Выступали инженеры-конструкторы предлагая наладить производство дирижаблей. И еще множество полезных вещей обсуждалось и демонстрировалось на конференции. Но Г.К. в то время еще не занималась «другой полезной деятельностью», а вот сейчас сама же и сознается, что она «теперь занимается другой полезной деятельностью».

Для того чтобы она могла сейчас этой деятельностью заниматься, 26 февраля 1990г был организован полет воздушного шара с участниками конференции на борту. Управлял полетом пилот из Вильнюса Ромас, штурман был Погуляев В.А., а в качестве пассажира дважды герой космонавт Береговой. Взлетели с площади перед ВДНХ, а посадку произвели в парке на старой площади. Погода не соответствовала, ветер был ужасно порывистый. Поэтому посадка была жесткой, но точной благодаря исключительному мастерству пилота. К месту посадки как обычно собралась огромная толпа. Первыми прибежали люди в гражданском из компетентных органов. Космонавт Береговой представился и объяснил им суть происходящего, на том инцидент был исчерпан. А на следующий день он захватил с собой так необходимые нам инструкции и посетил дом правительства. Там уже знали о его вчерашнем полете, а он сумел убедить официальных лиц, что именно такой полет и был задуман, что маршрут полета шара можно планировать и что бытовавшее мнение о неуправляемости шара было неверным. А также, что при желании пилоты шара могут влететь с корзиной в открытое окно их кабинета. Оттуда космонавт принес наконец-то подписанные и утвержденные документы. После этого несколько лет шары летали над Алма-Ата, пока снова не были затребованы новые документы уже суверенной Республики Казахстан. А уж как они разрабатывались и утверждались, может быть, Г.Косякова и слышала, т.к. она больше занималась «полезной деятельностью». Впрочем, об этом периоде гораздо больше знает Загайнова Вера Ивановна.

Используются технологии uCoz